Особенности организации игр – занятий (ООД) в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
(Памятка для педагогов)
Совместная партнерская деятельность предполагает демократический стиль отношений.Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».В разные моменты занятия партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.Для начала это приглашение к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет — присоединяйтесь…»).Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, «над» ними).От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого — за письменным столом, как на школьном уроке. Кстати, первый шаг воспитателя к партнерству — освобождение группового помещения от учительского стола. Занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Такие игры-занятия (как и традиционные обучающие занятия) вводятся в распорядок дня и недели группы детского сада.
Для воспитателя это обязательные и спланированные действия!!!Воспитателю не стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребенок недополучит что-то для своего развития. Он наверстает упущенное на других занятиях.Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.Основные тезисы организации игр-занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);3) свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);4) открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).Литература: Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста – Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007