Методическая копилка
Памятка для педагогов

Особенности организации игр – занятий (ООД) в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

(Памятка для педагогов)

Совместная партнерская деятельность предполагает демократический стиль отношений.Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным ува­жением.Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремле­ние к достижению, благоприятствует эмоционально­му комфорту. Игры-занятия в партнерской форме требуют от взросло­го стиля поведения, который может быть выражен де­визом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».В разные моменты занятия партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.Для начала это приглашение к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегод­ня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет — присоединяйтесь…»).Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее со­держание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребен­ка к работе сверстника, поощряет содержательное об­щение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «от­крытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследова­ние, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление резуль­тата с целью ребенка: что хотел сделать — что полу­чилось.

Партнерская форма занятия требует и определен­ной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого сто­ла», приглашающего к равному участию в работе, об­суждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг не­скольких общих столов с материалами для работы, эк­спериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемеща­ются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, проти­востоит детям, «над» ними).

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого — за письменным столом, как на школьном уроке. Кстати, первый шаг воспитателя к партнерству — освобождение группового помеще­ния от учительского стола. Занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со сто­роны детей. Такие игры-занятия (как и традиционные обу­чающие занятия) вводятся в распорядок дня и неде­ли группы детского сада.

Для воспитателя это обяза­тельные и спланированные действия!!!Воспитателю не стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребенок не­дополучит что-то для своего развития. Он наверстает упущенное на других занятиях.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихонь­ку своим делом, но не мешай другим».

Если воспитатель правильно подбирает содержа­ние для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлага­емое дело, проблемы присоединения к нему детей про­сто не возникает.

Основные тезисы организации игр-занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

1) включенность взрослого в деятельность нарав­не с детьми;2) добровольное присоединение детей к деятельно­сти (без психологического и дисциплинарного при­нуждения);3) свободное общение и перемещение детей во вре­мя занятия (при соответствующей организации рабо­чего пространства);4) открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Литература: Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста – Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007